Смысловое чтение. Опыт работы
МБОУ Девятовская ООШ

Смысловое чтение. Использование методов вовлечения детей в работу с текстами

Смысловое чтение –вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Цель нашей работы: сформировать у учащихся навыки смыслового чтения через организацию работы с текстом на библиотечных мероприятиях, воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению.

Формируем результаты:

  • Понимать письменные тексты;
  • Рефлексировать на содержание текстов:
  • Размышлять над содержанием;
  • Оценивать прочитанное;
  • Излагать свои мысли о прочитанном;
  • Использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.);

Можно сокрушаться, что дети перестали читать. А можно взять и заинтересовать ребёнка текстом, книгой. Расскажем, как это делаем в нашей библиотеке поэтапно исходя из следующего плана:

этап «Начальный». Одна из старейших библиотечных технологий –чтение вслух: громкое, выразительное чтение. Чтение вслух призвано компенсировать недостаточность межличностного общения, привлекать внимание к живому слову, воспитывать художественный вкус. Оно может быть как самостоятельной формой, так и начальным этапом для дальнейшей работы по освоению текста. В течение года проходят акции «День чтения Агнии Барто», «Читаем вслух детям о войне» и др.

этап «Понимание прочитанного». Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного. Приёмы, которые можно использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного: внимательно прочитать текст, ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, игровые задания по тексту, которые помогут обратить внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др.

Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки: работа с текстовой и графической информацией, работа с деформированным текстом, составить рассказ по ключевым словам, подчеркнуть самые короткие предложения, «Алфавит за круглым столом» и другие.

этап «Анализ текста». Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу. Здесь можно использовать такие приемы: составить план текста и на его основе нарисовать комикс, составить цепочку событий или ленту времени, заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно, рассуждение о герое, поступке и т.д.

Развивать аналитические способности, которые необходимы для глубокого анализа текста, интересно и эффективно с помощью задач на логику, текстовых задач на логику, например, «Гусеница не длиннее червяка. Червяк не длиннее гусеницы. Кто длиннее: гусеница или червяк?» (используем детские журналы). Подобные задания помогают сформировать привычку читать вдумчиво и развивают навыки осмысленного чтения.

этап «Запоминание и воспроизведение своими словами». Научились быстро улавливать суть текста и понимать ключевые смыслы? Осталось научить его запоминать прочитанное и пересказывать текст своими словами. Приемы: составить максимально короткий план текста, опустив все мелкие детали, пересказать текст от имени одного из героев, небольшая инсценировка и др.

этап «После текстовая работа». Приемы: кубик Блума, синквейн, творческие работы и др..

Опыт использования данной формы на практике (примеры из опыта работы).

Интеллектуальный марафон «День добрых дел»
Акция «Аленький цветочек в XXI веке»
Игры на основе текста «Правда или ложь», «Героев наших имена»
Интеллектуальный марафон «Сказки читаем- финансы изучаем»
Проекты «Голодная гусеница», «Кладоискатели», «Незабудка» и др.